[ Сегодня на трекере фрилич! Идет свободное скачивание без начисления Download ]

Рижский кружок любителей знаменного пения - Из Старопоморских Певческих Книг (1991 – 2005 г) [MP3|128 - 256 кб/с]<Наонная Певческая Традиция>

 

Создавать темы 14-Дек-2014 23:06

-Рижский кружок любителей знаменного пения - Из Старопоморских Певческих Книг - Год: 1991 – 2005 г
Жанр: Наонная Певческая Традиция
Продолжительность: 07:24:25
Кодек: MP3
Битрейт: 128 - 256 кб/c
Тип битрейта: CBR
Треклист:

Избранные песнопения (1991 г.&#41;

Пpодолжительность: 00:59:06
Треклист:
001. 06:18 Bogorodichen voskresnoj stihovni glas 6
002. 01:59 Ipakoj voskresnij glas 4
003. 04:19 Voskresenie Hristovo glas 7
004. 04:24 Svetilen voskresnij 11
005. 04:13 Edinorodnii Sin demestvom
006. 02:26 Blazhenna voskresnaja glas 1
007. 04:47 Zadostojnik Uspenija boljshoj raspev
008. 05:00 velichanije polozhenija rizi Bogorodici
009. 03:38 Kondak Vvedenija
010. 03:32 Nadgrobnoje velichanije Bogorodici 1
011. 03:28 Nadgrobnoje velichanie Bogorodici 2
012. 03:30 Nadgrobnoje velichanie Bogorodici 3
013. 03:47 Kondak Velikago Chetvertka
014. 07:46 Stihera na celovanii plaschanici glas 5

Тропари и кондаки двунадесятых праздников (1994 г.&#41;

Пpодолжительность: 00:59:39
Треклист:
001. 02:31 Zvon Vstuplenije
002. 02:28 Troparj Rozhdestva Bogorodici
003. 02:25 Kondak Rozhdestva Bogorodici
004. 01:56 Troparj Vozdvizhenija
005. 02:46 Kondak Vozdvizhenija
006. 03:50 Troparj Vvedenija
007. 02:10 Kondak Vvedenija
008. 02:20 Troparj Rozhdestva Hristova
009. 01:41 Kondak Rozhdestva Hristova
010. 02:02 Troparj Bogojavlenija
011. 01:20 Kondak Bogojavlenija
012. 02:14 Troparj Sretenija
013. 02:04 Kondak Sretenija
014. 01:58 Troparj Blagoveschenija
015. 02:00 Kondak Blagoveschenija
016. 02:43 Troparj Verbnogo Voskresenija
017. 02:19 InTroparj Verbnogo Voskresenija
018. 01:49 Kondak Verbnogo Voskresenija
019. 02:24 Troparj Voznesenija
020. 02:05 Kondak Voznesenija
021. 02:02 Troparj Patjdesjatnici
022. 01:38 Kondak Patjdesjatnici
023. 01:36 Troparj Preobrszhenija
024. 01:49 Kondak Preobrszhenija
025. 02:24 Troparj Uspenija
026. 01:21 Kondak Uspenija
027. 03:44 Kolokola RGSO

Песнопения Святой Пасхи (1995 г.&#41;

Пpодолжительность: 03:11:49
Треклист:
001. 02:37 Dnesj ad stonja vopiet
002. 02:14 Dnesj ad stonja vopiet
003. 02:19 Dnesj ad stonja vopiet
004. 03:44 Dneshnjuju taynu
005. 04:38 Dneshnjuju taynu
006. 05:10 Dneshnjuju taynu
007. 09:14 Dneshnjuju taynu
008. 01:20 Poyem Gospodevi
009. 01:44 Gospoda poyte
010. 01:34 Vsja zemlja da poklonittisja
011. 03:34 Voskresni Bozhe sudi zemli
012. 01:05 Voskresenie Tvoe Hriste Spase
013. 01:53 Voskresenie Tvoe Hriste Spase
014. 02:58 Voskresenie Tvoe Hriste Spase
015. 01:37 Hristos voskrese iz mertvih
016. 02:34 Voskresenija denj
017. 02:09 Priidite pivo piem novo
018. 02:43 Predvarisha utro
019. 04:01 Na Bozhii strazhi
020. 02:12 Utrennjuem utrennjuju gluboku
021. 02:17 Snide v preispodnjaja strani zemlja
022. 02:52 Asche i vo grob snide
023. 03:44 Izhe prezhde solnca
024. 04:33 Voskresenie Hristovo videvshe
025. 01:10 Voskres Isus ot groba
026. 03:12 Voskres Isus ot groba
027. 03:34 Otroki ot pechi izbaviv
028. 03:09 Sey ubo narechenniy svjatiy denj
029. 02:39 Svetisja svetisja noviy Ierosalime
030. 01:19 Plotiju usnuv jako mertv
031. 06:02 Plotiju usnuv jako mertv
032. 01:25 Da voskresnet Bog
033. 01:12 Jako ischezaet dim
034. 01:36 Tako da pogibnut greshnici
035. 01:53 Sey denj izhe sotvori Gospodj
036. 02:15 Voskresenija denj
037. 02:05 Voskresenija denj
038. 02:17 Voskresenija denj
039. 04:19 Voskresenija denj
040. 04:33 Voskresenija denj
041. 00:59 Hristos voskrese
042. 01:14 Hristos voskrese
043. 02:14 Dnesj vsechestnaja Pasha
044. 01:11 Pasha Bozhestvennaja
045. 01:11 Pasha Hristova
046. 03:51 Napolnishasja vsja radosti
047. 05:57 Angeli vzigrayte
048. 03:12 Ot ust tvoih
049. 00:50 I nam darova zhivot vechnii
050. 01:26 I nam darova zhivot vechnii
051. 02:17 I nam darova zhivot vechnii
052. 02:16 I nam darova zhivot vechnii
053. 01:37 I nam darova zhivot vechnii
054. 04:23 I nam darova zhivot vechnii
055. 04:09 I nam darova zhivot vechnii
056. 03:08 Voskresenie Hristovo videvshe
057. 03:49 Predvarisha utro
058. 02:38 Ache i vo grob snide
059. 02:52 Vo grobe plotiju
060. 02:56 Jako Zhivonosec
061. 02:18 Vishnjago osvjashenno
062. 01:31 Svetisja svetisja noviy Ierosalime
063. 02:22 Svetisja svetisja noviy Ierosalime
064. 03:54 Svetisja svetisja noviy Ierosalime
065. 03:01 Svetisja svetisja noviy Ierosalime
066. 03:04 Svetisja svetisja noviy Ierosalime
067. 02:37 Svetisja svetisja noviy Ierosalime
068. 05:26 Svetisja svetisja noviy Ierosalime

Степенны (1996 г.&#41;

Пpодолжительность: 00:59:12
Треклист:
001. 05:20 Stepenny. glas 1
002. 06:31 Stepenny. glas 2
003. 05:47 Stepenny. glas 3
004. 08:49 Stepenny. glas 4
005. 06:27 Stepenny. glas 5
006. 06:59 Stepenny. glas 6
007. 07:57 Stepenny. glas 7
008. 11:22 Stepenny. glas 8

Ирмосы «Волною морскою» (2003 г.&#41;

Пpодолжительность: 00:19:09
Треклист:
001. 02:02 Volnoju morskoju
002. 01:58 Tebe na vodah
003. 02:04 Ezhe na Kreste
004. 02:29 Bogojavlenija Ti Hriste
005. 02:44 Jat bistj
006. 02:18 Neizrechennoe chudo
007. 02:43 Uzhasnisja bojaisja nebo
008. 02:51 Ne ridaj Mene Mati

Панихида (2005 г.&#41;

Пpодолжительность: 00:56:36
Треклист:
001. 00:59 Alliluija po psalme
002. 01:24 Gospodi pomiluj 12
003. 02:20 Alliluija glas 8
004. 02:13 Troparj s koncom
005. 01:54 Troparj na glas
006. 03:39 Troparj na rospev
007. 04:19 Neporochni 1 statja
008. 02:01 Gospodi pomiluj 40
009. 04:19 Neporochni 2 statja
010. 05:23 Tropari po Neporochnih
011. 01:12 Sedalen glas 5
012. 03:15 Sedalen glas 5 na rospev
013. 01:23 Sedalen glas 6
014. 03:21 Sedalen glas 6 na rospev
015. 00:55 Bogorodichen in rospev
016. 01:30 Kondak
017. 00:53 Ikos s koncom
018. 01:42 Kondak in rospev
019. 01:57 Kondak demestvom
020. 02:36 Ikos
021. 01:05 Velichit i Dusi dusha
022. 01:15 Rabom Bozhiim
023. 00:35 Rabom Bozhiim menjshee
024. 02:16 Rabom Bozhiim demestvom
025. 02:07 Sodetelju
026. 02:03 Pomjani gospodi

Дополнительная информация&#58;

ИЗ СТАРОПОМОРСКИХ ПЕВЧЕСКИХ КНИГ.
Рижский кружок любителей знаменного пения 1991 – 2005 г.
В д анном д иске с обраны з аписи кружка любителей з наменного п ения п ри Р ижской
Гребенщиковской старообрядческой общине. Кружок был основан в 1990 году с целью изучения
книжного наследия старопоморской (наонной) певческой традиции. Приоритетом деятельности
кружка было озвучивание редких, неиспользуемых в современном богослужении песнопений, а
также знакомых песнопений в письменной редакции, в отличие от их устной версии принятой в
практике. Можно предположить, что деятельность кружка повлияла на современный характер
звучания Рижского клироса. Благодаря кружку стало возможным и составление пособия по
изучению церковного знаменного пения, изданного в Риге в 1992 и 2001 году.
В данный диск вошли следующие сборники:
1. Избранные песнопения (1991 г.)
Это первый опыт записи, сделанный при помощи подручной записывающей техники. Часть
песнопений выбрана для мужского состава хора, другая - для женского. Особую
благодарность выражаем нашему участнику и единомышленнику Сергию Брониславовичу
Даукше.
1. Богородичен воскресной стиховны глас 6.
2. Ипакой воскресный глас 4.
3. Воскресение Христово глас 7.
4. Светилен воскресный 11.
5. Единородныи Сын демеством.
6. Блаженна воскресная глас 1.
7. Задостойник Успения большой распев.
8. Величание положения ризы Богородицы.
9. Кондак Введения.
10. Надгробное величание Богородицы 1.
11. Надгробное величание Богородицы 2.
12. Надгробное величание Богородицы 3.
13. Кондак Великаго Четверга.
14. Стихера на целовании плащаницы глас 5.
2. Тропари и кондаки двунадесятых праздников (1994 г.)
Запись смешанного состава кружка произведена непосредственно в молитвенном храме
РГСО и отличается мягкой, воздушной акустикой. Текстовый комментарий читал Б. Г. Коба.
Звонил Г. В. Правдолюбов. Тропари и кондаки исполнялись по книге «Обиход», издания
типографии при Преображенском богаделенном доме в Москве 1911г.
1. Звон, вводный комментарий.
2. Тропарь Рожества Богородицы.
3. Кондак Рожества Богородицы.
4. Тропарь Воздвижения.
5. Кондак Воздвижения.
6. Тропарь Введения.
7. Кондак Введения
8. Тропарь Рожества Христова
9. Кондак Рожества Христова
10. Тропарь Богоявления
11. Кондак Богоявления
12. Тропарь Сретения
13. Кондак Сретения
14. Тропарь Благовещения
15. Кондак Благовещения
16. Тропарь Вербного воскресения 1
17. Тропарь Вербного воскресения 2
18. Кондак Вербного воскресения
19. Тропарь Вознесения
20. Кондак вознесения
21. Тропарь Пятьдесятницы
22. Кондак Пятьдесятницы
23. Тропарь Преображения
24. Кондак Преображения
25. Тропарь Успения
26. Кондак Успения
27. Звоны колокольни РГСО
3. Песнопения Святой Пасхи (1995 г.)
Целью записи было собрать из имеющихся певческих книг – рукописей XVIII-XIX вв. полный
состав знаменных песнопений Святой Пасхи и все варианты их распевов. Из-за
значительного объёма и сложности, осуществить запись удалось силами только двух
участников кружка: Е.А.Григорьева и С.П.Пичугина.
Песнопения вечерни
1. Днесь ад 1-я.
2. Днесь ад 2-я.
3. Днесь ад 3-я.
4. Днешную тайну.
5. Днешную тайну ин.
6. Днешную тайну больш.
7. Днешную тайну ин больш.
8. Поем Господеви.
9. Господа пойте.
10. Вся земля да поклониттися.
11. Воскресни Боже суди земли.
Песнопения утрени
12. Воскресение Твое.
13. Воскресение Твое путь.
14. Воскресение Твое больш.
15. Христос воскресе.
16. Воскресения день.
17. Приидите пиво пием ново.
18. Предвариша утро.
19. На Божии стражи.
20. Утреннюем утреннюю глубоку.
21. Сниде в преисподняя страны земля.
22. Аще и во гроб сниде.
23. Иже прежде солнца.
24. Воскресение Христово.
25. Воскрес Исус от гроба.
26. Воскрес Исус от гроба больш.
27. Отроки от пещи избавив.
28. Сей убо нареченныи святыи день.
29. Светися светися.
30. Плотию уснув яко мертв.
31. Плотию уснув яко мертв больш.
32. Да воскреснет Бог.
33. Яко исчезает дым.
34. Тако да погибнут грешницы.
35. Сей день иже сотвори Господь.
36. Воскресения день.
37. Воскресения день ин.
38. Воскресения день ин.
39. Воскресения день больш.
40. Воскресения день ин больш.
41. Христос воскресе демество.
42. Христос воскресе больш.
43. Днесь всечестная Пасха.
44. Пасха Божественная.
45. Пасха Христова.
46. Наполнишася вся радости.
47. Ангелы взыграйте.
48. От уст твоих.
49. И нам дарова.
50. И нам дарова путь.
51. И нам дарова демество.
52. И нам дарова больш.
53. И нам дарова ин.
54. И нам дарова больш.
55. И нам дарова ин больш.
Песнопения часов
56. Воскресение Христово.
57. Предвариша утро.
58. Аще и во гроб.
59. Во гробе плотию.
60. Яко Живоносец.
61. Вышняго освященно.
62. Светися светися мал. путь.
63. Светися светися знаменн.
64. Светися светися больш.
65.С ветися светися демество.
66. Светися светися путь.
67. Светися светися путь соловецкий.
68. Светися светися демество столп.
4. Степенны (1996 г.)
Степенны (воскресные антифоны) – песнопения, выделяющиеся неповторимым
характером напева и особой структурой текста. В качестве источника использовалась книга
«Октай» преображенской печати 1914 г.
Участие принимали: Е. А. Григорьев, А. М. Бурдин и С. П. Пичугин.
1. Степенны глас 1.
2. Степенны глас 2.
3. Степенны глас 3.
4. Степенны глас 4.
5. Степенны глас 5.
6. Степенны глас 6.
7. Степенны глас 7.
8. Степенны глас 8.
5. Ирмосы «Волною морскою» (2003 г.)
Эти часто исполняемые в практике ирмосы в письменном (азбучном прочтении) имеют
ряд интересных особенностей, которые мы и хотели подчеркнуть. Исполняли:
Е.А.Григорьев и М. Юпатов.
1. Волною морскою.
2. Тебе на водах.
3. Еже на Кресте.
4. Богоявления Ти Христе.
5. Ят бысть.
6. Неизреченное чудо.
7. Ужаснися бояися небо.
8. Не рыдай Мене Мати.
6. Панихида (2005 г.)
Песнопения панихиды, одни из самых знакомых на слух, представлены в записи в разных
распевах, и их письменные версии значительно отличаются от устных. В качестве
источника использовалась книга «Обиход» преображенской печати 1911 г. и несколько
рукописей начала XX века. Принимали участие: Е.Григорьев, В.Зубков, М.Юпатов и
А.Лавренов.
1. Аллилуия по псалме.
2. Господи помилуй 12.
3. Аллилуия глас 8.
4. Тропарь с концом.
5. Тропарь на глас.
6. Тропарь на распев.
7. Непорочны 1 статия.
8. Господи помилуй 40.
9. Непорочны 2 статия.
10. Тропари по Непорочных.
11. Седален на глас 5.
12. Седален на распев.
13. Седален на глас 6.
14. Седален на распев.
15. Богородичен ин роспев.
16. Кондак.
17. Икос с концом.
18. Кондак ин распев.
19. Кондак демеством.
20. Икос.
21. Величит… Дуси...
22. Рабом Божиим.
23. Рабом Божиим меньше.
24. Рабом Божиим демеством.
25. Содетелю.
26. Помяни Господи.
Приложения:
1. «О роли церковного пения в богослужении» - статья Е.А. Григорьева
2. «Тропари и кондаки Двунадесятых праздников» - комментарий и
полный текст знаменных песнопений.
3. «Песнопения Святой Пасхи» - комментарий, перевод со славянского языка и полный
знаменный текст песнопений.
4. «Степенны» - историческое и богослужебное значение.
Приложения:

1. «О роли церковного пения в богослужении» - статья Е.А. Григорьева

О РОЛИ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В БОГОСЛУЖЕНИИ
«Ныне наши дети любят сатанинские песни и пляски, подражая поварам, пекарям и
танцовщикам; псалма же никто ни одного не знает, ныне такое знание кажется
неприличным, унизительным и смешным. В этом-то все и зло; на какой земле стоит
растение, такой и приносит плод».
Святитель Иоанн Златоуст
Когда речь идет о древнем церковном пении, для всех совершенно очевидной
является его художественная и культурно-историческая ценность. При этом, как
правило, забывают, что Церковь в старину была не культурной и не исторической,
как сейчас для большинства из нас, а прежде всего живым христианством.
Знакомство и изучение древнего церковного пения с этой стороны приводит к мысли
о его христианской и духовной подлинности, а значит совершенстве и
исключительности для дела спасения. Однако существует рационалистическое
мнение, по которому богопознание в человечестве прогрессирует во времени,
следовательно и древние формы церковного искусства не могут быть совершеннее
современных. Но все церковное предание основано как раз на противоположных
принципах. Полноту богопознания имели апостолы-самовидцы воплотившегося
Бога-Слова, и только сохранение истинных апостольских и святоотеческих преданий
через подражание их жизни, через молитвенное общение с ними позволяет духовно
не заблудиться в существующем мире.
Для церковного богослужебного творчества единственным критерием истинности и
церковности является святость. Творцы церковных песнопений строили свои
произведения по принципу максимального уподобления в содержании, форме и духе
созданному до них, имеющему неоспоримый авторитет святости, богодуховности. Это
прежде всего псалмы и пророческие песни Священного Писания, молитвы святых
мучеников, воспетые в момент страданий, песнопения, составленные святыми отцами
церкви. Песнописец, будь то славянин или грек, живший в десятом веке или
семнадцатом, не сочинял ничего от себя. Он обращался прежде всего к истинному
духовному авторитету. Например, преподобного Иоанна Дамаскина предание считает
покровителем церковного пения. Используя, как пример его творения буквально
или преемственно сохраненные Церковью через поколения или века, находясь в
постоянном молитвенном общении с преподобным отцом, а значит и под
непосредственным его руководством, песнописец и создавал новое произведение.
Разве мог он поставить под этим произведением свое имя, разве не рукой самого
св. Иоанна оно написано? Очевидно, что в новом произведении неизбежно в
какой-то мере отразится личность формального автора, но неоспоримой будет его
духовная преемственность, церковность, а естественное отражение эпохи, времени
и места делает это произведение к тому же и соборным, вселенским.
На протяжении всего времени своего существования Церкви непрерывно приходится
страдать от врагов внешних и более опасных внутренних. Почти все еретики
использовали песнопение для распространения своих лжеучений, обычно
приспосабливая их к народным вкусам. Церковный историк Филосторгий замечал,
например, что Арий писал корабельные, мельничные и путевые песни и придавал им
напевы, какие какой почитал приличными, чтобы приятностью напева людей
неопытных незаметно увлечь к своему нечестию. Блаженный Феодорит (В кн. IV «О
баснях еретиков») пишет, что св. Афанасий Александрийский вел непрестанную
борьбу с раскольниками мелетианами за их непристойное пение. Они пели с
рукоплесканием и некоторого рода пляскою, при звоне множества навешанных на
шнурках колокольчиков. Блаженный Августин в своей исповеди (кн, X, гл. 33)
говорит, что, вопреки еретическим песням, Афанасий Великий в Александрийской
Церкви приказывал произносить псалмы с таким умеренным колебанием в голосе, что
оно более походило на чтение, чем на пение, и что такое пение он, Августин,
одобряет.
По-видимому, постоянно возраставшая дерзость еретиков требовала законного
ограждения существующих уже богослужебных песнопений от своеволия и искажений.
Так на Лаодикийском соборе (между 344-364 годами) было положено следующее
правило: «Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не
определенные правилом, но только означенные в правилах книги...» (Правило 59).
В правиле 15-м сказано: «Кроме певцов, в клире стоящих, на амвон входящих и по
книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви». Но и этого было еще
недостаточно, чтобы оградить слух православных от еретических песней.
Лаодикийские отцы запретили: во-первых, ходить на кладбища еретиков для молитв,
и во-вторых, возносить с ними молитвы на торжищах. Из этих правил видно, что
еретики как бы нарочно совершали свои молитвы в общественных местах, где
православные совершенно случайно могли их слышать.
Наш век несет в себе еще более тяжелые испытания для Церкви Христовой.
Известно, что некоторые современные колдуны в своей практике используют
исключительно церковные молитвы. На своих «лечебных» сеансах они могут
загипнотизировать человека даже при помощи молитвы Господней «Отче наш». Но,
как правило, в церковных молитвах они изменяют или переставляют местами одно-два
слова или же изменяют интонацию, т.е. произносят молитву не так, как обычно
произносят в церкви. Вот когда становится совершенно ясно, почему в Церкви
существует строгая регламентация и жесткие предписания устава относительно не
только текстов молитв и их последовательности, времени и места совершения, но и
интонаций их произношения т.е. погласиц и напевов. Не исключено, что измененный
церковный напев может привести к тому, что молитва будет оказывать действие
прямо противоположное тому, которое должна оказывать. Однако вспомним, что в
обычной практике современной русской православной церкви сто процентов
богослужебных напевов являются неуставными.
На первый взгляд это может показаться безобидным. Но ведь антихрист духовный и
физический не всегда называет себя вторым Христом или другим Богом, он часто
выдает себя за Того же пришедшего и грядущего Сына Божия. Отступникам не нужно
сочинять новых гимнов и славословий, достаточно изменить одно-два слова и,
конечно, исконный церковный напев. Несомненно, что мелодии оперных арий,
уличных песен, современные молитвенные импровизации и «ангельские языки» будут
направлены прямо антихристу.
И в старообрядчестве — средоточии церковных традиций и строгих уставов,
положение не утешает. Культура церковного пения в старообрядчестве постепенно
стала переходить в область т.н. напевки — фольклорного исполнения по слуху, и,
вследствие всевозможных влияний, часто очень далеко уходит от своего начала.
Этому есть множество понятных и неизбежных причин. Да и могла ли высочайшая и
сложнейшая культура церковного пения во всей полноте сохраниться в условиях
гонений, подполья, когда не то что систематическое изучение, а и пение в
полный голос в домах и храмах вряд ли было возможно?
Времена последнего, теперь уже внутреннего, наступления замирщения на
староверие оставляет еще более пагубный след. Время безбожия самый тяжелый
удар нанесло именно пению. Глядя на древний храм, икону, книгу, мы можем как-то
восстановить старые и создать новые, но то, что утеряно в пении, уже не звучит.
Некоторые значительную ценность напевки для нас видят в ее именно староверском
происхождении. Эти напевы не просто церковные, не просто древнерусские, но и
староверские, сохраненные не книжной грамотой, а живой традицией, народной
памятью и духом. В этом смысле очевидна не духовная, а культурно-историческая
ценность напевки. Но напевка не хранит старое, она продолжает изменяться в
соответствии с современными понятиями и вкусами.
Возьмем простой пример. Современный человек погружен в невероятно засоренную
языковую среду. Какое количество всевозможного жаргона и иностранщины мы
невольно слышим каждый день! И мы впитываем это, и сами вольно или невольно
начинаем говорить так же. Тоже самое происходит и с нашим музыкальным слухом.
Разве этот темный поток вульгарных частушек, поп-рока и авангарда проходит мимо
нас? Всякий культурный человек ценит родной язык, старается следить за своей
речью. Но у кого достаточно культуры и знаний, чтобы хотя бы различить
недопустимое и естественное, национальное и чужое, церковное и нецерковное в
музыке?
Несомненно в наш адрес сказано: «Сих, иже пети в церкви приходят, хощем, да
виканий и возгласов не употребляют безчинных, и естество на вопль подвизают,
или что да не приглаголют от неприличных церкви и несвоих (несвойственных) , но
да со многим вниманием и умилением псалмопение приносят сокровенных видцу
Богу...» (75-е правило Трульского собора). В толковании на это правило читаем:
«Яко же рыбарь удицею и червием ловит рыбу, сице и дьявол сими песньми во
тщеславие и сластолюбие и человекоугодие воздвизает инока, песнь многих в
преисподняя земли низведе, не точию миряны, но и священники...» Далее
толкователь поясняет, что имеет в виду не сами песнопения, а нравы поющих. О
церковных же песнопениях сказано: «Не самыя гимны бого-дохновенныя уничижаем и
отвергаем, понеже в творцех песней и гласов церковных Дух Святыи Сам
действоваше». Последнее должно бы особенно настораживать нас против
легкомысленного и небрежного отношения у церковному пению.
Церковные напевы зафиксированы в знаменных книгах и являются единственными
уставными напевами Древлеправославной Церкви. Отступление от этих напевов — это
отступление от устава. Но как трудно в наше время соблюсти все требования и
тонкости устава, также трудно и придерживаться исконных церковных напевов. Как
среди простых прихожан, не имеющих достаточного церковного образования, нередко
бытуют молитвы не предусмотренные уставом, так и напевка живет там, где не
хватает знаний. И как народные молитвы, наряду с благочестивыми, могут быть и
языческими, так и неуставные напевы могут быть как вполне церковными, так и
нецерковными. Но мы не отвергаем их, так как по немощи приемлем то, что
способны вместить. Однако, прав ли тот, кто сознательно драгоценному,
священному напеву, записанному в церковных книгах во времена куда более
благочестивые, чем наше, руками куда более чистыми, чем наши, предпочитает
порой явно грубый жаргон, не сохранивший в себе уже ничего церковного? Нередко
можно услышать: «Пение — красно, а чтение — свято, пение — это только украшение,
оно служит для легкого усвоения молящимися продолжительных молитв». Это мнение
верно постольку, поскольку основывается на реально слышимой угасающей культуре
пения. Так ли думали о пении святые отцы? Основываясь на святоотеческом
Предании, принимая во внимание уникальные особенности церковных мелодий,
гласов и всей структуры богослужебного пения, учитывая сам характер звучания
подлинных знаменных песнопений, можно заключить, что церковное пение как дар
Святого Духа есть «строгое ума блюдение от зол», это — богословие в звуках,
которое помогает православно понимать и произносить молитвы не только в
смысловом, но в эмоциональном, эстетическом и духовном отношении.
Церковные традиции, уставы, напевы — это не культурно-историческое явление, а
единственно возможные, исключительные нормы жизни и молитвы, которые дают
возможность противостоять антихристу. Они не просто были установлены когда-то
церковными властями, они пережиты, запечатлены кровью мучеников, подвигами
преподобных, трудами пастырей. Кто определит этому цену, что можно предложить
взамен?
Е. Григорьев,
преподаватель пения
Рижского Гребенщиковского училища
Старообрядческий поморский церковный календарь на 1994 г.
Москва-Рига, 1993. С.51-53.
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru